Отовсюду на нас сыпятся предложения пройти всякостные тесты. Часто это нужно нам больше для потехи, чем для дела, по крайней мере, мне уж точно. Другое дело тест на мелкую моторику для деток. Здесь нам придется не только потешаться, но и реально увидеть, какое развитие на данный момент у ребенка. Однако, вспоминая одну очень правильную фразу: "В любой шутке есть доля шутки" хочу сказать, что любой тест не указывает Вам, развит ребенок или не развит, а просто тест подскажет Вам, где лучше усилить внимание в случае чего. А знаете почему? Потому, что тесты придумывает не господь - бог, а просто люди, поэтому относиться к тестам стоит снисходительно.
О чем расскажет тест
Известный физиолог Марианилла Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест. Малыша просят: «Сделай вот так» и показывают один пальчик, потом два, три. Если же ребенку больше 3 лет, ему предлагают по примеру взрослого соединить большой и указательный пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, что напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжаты в кулак, вперед выставлены указательный и мизинец) или ножницы (указательный и средний пальцы выполняют «стригущие» движения).
Говорящие дети – это те, которым удаются все или почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений. Если же детские пальчики напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, «ватные», то это – не говорящие или плохо говорящие дети. Итак, вы проверили своего ребенка? Результаты совпали? Давайте теперь разберемся, какие взаимосвязи демонстрирует тест и какие выводы из него следуют.
Во-первых, он показывает прямую связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека (подтверждено самой историей человечества). Таким образом, совершенствование речи маленьких детей находится в непосредственной зависимости от степени тренировки их рук.
Во-вторых, тест подчеркивает, насколько тесно физиологически связаны в своем развитии зоны коры головного мозга ребенка. Проекция кисти руки и речевой моторной зоны расположены очень близко, и на протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
В-третьих, тест наталкивает на ценную мысль о том, что, развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. К этому важному заключению давным-давно интуитивно пришла народная педагогика (сходные по назначению игры для пальчиков есть практически во всех странах).
Итак, чем раньше родители начнут следовать законам природы и детского развития, подтвержденным современными исследованиями, тем успешнее будет развитие речи малыша.
Начинать тренировать детские пальчики рекомендуется уже с 6–7 месяцев. Аккуратно, без лишних усилий можно проводить легкий массаж рук: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью; сгибание и разгибание пальчиков ребенка взрослым. Делается ежедневно по 2–3 минуты.
В 10 месяцев малышу предлагается совершать уже более энергичные движения пальчиками. Для этого можно «перебирать» детские пальчики и легко массировать их.
В 3–4 года важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками обеих рук. Для этого стихотворение повторяем дважды.
В 4–5 лет в игры можно включить более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчиков.
В 5–7 лет стихи для игрможно придумывать вместе с детьми.