Рисование и лепка: развиваем абстрактное мышление ребенка
В возрасте от 1 года 6 месяцев до двух лет у ребенка активно развивается абстрактное мышление, то есть в этот период он уже понимает, что домик, нарисованный на картинке или имеющийся среди его игрушек в виде макета – далеко не единственный домик; что домики (может быть, у кого-то в виде будок, у кого-то в виде норок) есть у всех зверушек и деток. В этот период малыши особенно любят строить домики из всего, что попадается им в руки: кубики, подушки, пустые коробки. И именно в этот период малыши начинают интересоваться рисованием, как способом выражения своих эмоций и впечатлений. Важно не пропустить этот момент.
Советуем заглянуть в магазин "товары для школы" и купить наборы для детского творчества. Из карандашей предпочтительнее восковые, они дают более яркий цвет и маленьким детям рисовать ими проще. По той же причине краски лучше купить гуашевые, ну и, конечно, же пластилин. Другой пример абстрактного мышления, которое уже свойственно ребенку в этом возрастном периоде – еда. Малыш уже вполне осознает, что человек есть кашу, хлеб, котлеты, что котики пьют молочко, собаки любят косточки, курочки и гуси щиплют травку и т.д. Ребенок уже понимает, что и коровка, и лошадка, и птичка – живые; что они двигаются, кушают, спят. Если ребенок видел, как коровка кушает сено, он уже вполне узнает этот сюжет на картинке. Ребенок должен уметь соотносить с реальностью плоскостное изображение, поэтому кроме игрушечных муляжей животных, птиц и транспортных средств у Вас должен быть так называемый дидактический материал, с изображением вышеперечисленного на картинках.
Вот тут вам понадобится пластилин. Можно поиграть в такую игру: Слепите из пластелина, к примеру, морковку, и попросите ребенка угадать, что это. Ведь развитое абстрактное мышление - это когда малыш в облаке на небе или слепленной из пластелина фигуре может увидеть вполне реальный предмет.
Тоже касается геометрических фигур, овощей, других игрушек – пирамидка, мячик, кукла. Кроме того, картинки оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления ребенка. К двум годам малыш не только тщательно рассмотрит все, что изображено на картинке, и перечислит взрослому, но и рассортирует их по классификации: отдельно животных, отдельно растения, отдельно птичек. Точно так же после рассматривания картинок, можно предложить малышу порисовать сюжетные картинки с 2-3 предметами: птичку на дереве, пчелка на цветке и т.д. Очень часто малыши не любят рисовать красками, так как они пачкаются, рисунки получаются неаккуратными. Поэтому попробуйте в одном рисунке использовать и карандаши и акварельные художественные краски. Крупные детали рисуйте кистью, а мелкие, глазки, лапки, клювики, - карандашами.
Если вы хотя бы 2-3 раза в неделю будете посвящать время таким занятиям с малышом, то постепенно ваш ребенок научиться самостоятельно придумывать для себя занятия.
ДОШКОЛЕНОК